Как максимально обезопасить себя от налоговой проверки
Известно, что при составлении плана выездных проверок, ФНС РФ использует ряд критериев, позволяющих зачислить предприятие в разряд недобросовестных налогоплательщиков.
Признаки «неблагонадежности» компаний
В соответствии со сложившейся практикой, предприятие становится первоочередным претендентом на включение в план проведения выездных налоговых проверок, если у него:
- Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата);
- На протяжении двух и более отчетных периодов в отчетности отражены убытки;
- Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленной с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.
- Средняя заработная плата в расчете на одного работника меньше, чем прожиточный минимум или ее средняя величина в предприятиях данной отрасли;
- Темпы роста расходов опережают темпы роста доходов от реализации товаров и услуг;
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Каждое предприятие, желающее избавиться от чрезмерного внимания со стороны контролирующих органов, должно быть готово документально подтвердить реальность результатов своей деятельности, или отражать в отчетности откорректированные финансовые результаты.
В качестве превентивной меры воздействия на предприятия, декларирующие убытки, налоговая служба использует вызов на убыточную комиссию. Чтобы избежать еще больших неприятностей, представителям предприятия необходимо явиться на заседание комиссии. Убедительные документальные подтверждения фактических убытков и аналитические материалы в виде перспективных бизнес-планов и прогнозных расчетов повышения рентабельности будут способствовать формированию положительного имиджа компании в налоговой службе.
Контрагенты: доверяй, но проверяй
В схемах налоговой оптимизации субъектов предпринимательской деятельности большую роль играют компании-контрагенты. ФНС РФ обобщила целый ряд типичных признаков, наличие которых позволяет налоговым органам подозревать компанию и ее партнеров в недобросовестности. Среди них:
- отсутствие информации о государственной регистрации предприятия в ЕГРЮЛ, и его рекламы в СМИ и Интернете;
- отсутствие документов, подтверждающих личные данные руководителя предприятия-контрагента и фактический адрес компании;
- нетипичные условия сотрудничества, использующиеся в договоре с контрагентом, в частности поставка без предоплаты или с отсрочкой платежа;
- наличие задолженности по оплате поставленных товаров (работ, услуг). При этом поставщик не только не предпринимает мер для взыскания долга, но и продолжает поставки;
- адрес массовой регистрации, использованный контрагентом в качестве юридического адреса.
Сложившаяся практика свидетельствует о том, что подстраховать себя в случае сотрудничества с компаниями, имеющими подобные признаки, предприятие должно самостоятельно. Заключение договора необходимо подкрепить получением заверенных печатью копий документов компании-контрагента о государственной регистрации и взятии на учет налоговой службой, информацией о ее сайте, рекламе в СМИ и Интернете. Деловые отношения с такой компанией должны быть обоснованы с точки зрения экономической эффективности и здравого смысла. Иначе налоговая служба вполне резонно заинтересуется тем, какую роль данный контрагент играет в разработанной вами схеме оптимизации налогообложения.